Рубль после введения Западом экономических санкций сумел не только «отыграть» мартовские потери, но и укрепиться до уверенных 55–60 единиц за доллар. Как валютный рынок влияет на ценообразование в России и почему падение «американца» не снижает стоимость товаров в российских регионах – в материале ФБА «Экономика сегодня».
ФБА «Экономика сегодня»
«Действительно, у населения возникают вопросы, почему же рубль сейчас укрепляется, а цены не падают. Начнем с того, что это не совсем так: если мы вспомним конец февраля этого года, когда курс резко изменился, на что моментально отреагировал рынок, то увидим, что цены все-таки немного упали. Связано это не только со спекуляциями со стороны ретейлеров, но и с попыткой избежать рисков», – объясняет кандидат экономических наук Александр Данилов.
По словам спикера, вопреки убеждениям, что ретейлеры сначала покупают товар за конкретную стоимость у производителя или поставщика, а уже после устанавливают наценку и выставляют продукт на продажу, зачастую все работает несколько иначе.
«Часто бывает так, что продавец сначала берет товар у производителя, а уже после он должен расплатиться с ним и взять новый товар. Это такой круговорот, в котором и работают большинство крупных торговых сетей. И когда в феврале-марте люди начали удивляться, почему, например, бытовая техника уже так подорожала, ведь магазин приобретал ее до введения санкций и она просто стоит на складе, ретейлеры были вынуждены отдавать поставщикам деньги уже по новому курсу», — констатирует спикер.
«Перестраховочный» фактор работает и сейчас, когда финансовая система РФ начала восстанавливаться, а рубль отыграл былые потери.
«Скажем так, сейчас ретейлеры и производители не готовы резко снизить цены и вернуться к докризисным показателям: валютный рынок все еще неустойчив, а на итоговую стоимость товаров влияет ряд факторов – от логистических затрат до оплаты труда задействованных лиц. Кроме того, не стоит забывать о том, что нынешний курс рубля некомфортен для российской экономики в целом. Экспортеры теряют немалые деньги, соответственно, налоговые поступления в бюджет также сокращаются. Безусловно, говорить о какой-то катастрофе из-за стоимости рубля 50–60 единиц за доллар не приходится, но “подогнать” курс к более комфортным и правильным показателям все равно придется», – добавляет экономист Александр Данилов.
Спикер напомнил, что из-за сальдо торгового баланса, где сейчас экспорт в разы преобладает над импортом, говорить о влиянии доллара на российский рынок не приходится вовсе.
«Конечно, у нас сейчас есть валюта, но ее попросту не на что тратить. С появлением параллельного импорта, возможно, ситуация как-то изменится, но пока ни доллар, ни евро не влияют на ценообразование на внутреннем рынке РФ. В целом после введения мощных экономических санкций проблема ускорившейся инфляции лишь набрала обороты, и с этим еще придется работать. Если мы увидим активное замедление инфляционных рисков, то и цены достаточно быстро начнут падать», – констатирует эксперт.
Спикер подытожил, что ситуация с ценами на рынке будет зависеть и от дальнейшей динамики курса рубля. В случае если нацвалюта РФ продолжит укрепляться без поддержки ЦБ и отлаженных механизмов по сдерживанию доллара, в ближайшие полгода цены могут «откатиться» к докризисному уровню.
Ольга Кремлева
Источник: rueconomics.ru