Приближавшиеся новогодние праздники помешали страховщику увидеть основания для расторжения договора и вовремя вернуть часть страховой премии. Арбитражный суд оштрафовал страховщика за невнимательность и медлительность.
В канун Нового года страховщик не увидел оснований для расторжения договора. Фото: 1prof.by. Как стало известно АСН, Арбитражный суд Курской области оштрафовал «СОГАЗ» по заявлению ЦБ РФ на 30 тыс. р.
Эксклюзивные материалы АСН и наиболее интересные статьи про страховой рынок России и мира читайте в официальном telegram-канале АСН. В день подписчики канала получат 1-3 наиболее интересных статей про страхование.
26 июля 2021 г. О. купил полис ОСАГО в «СОГАЗе» для своего автомобиля, а 29 декабря 2021 г. направил заявление о расторжении договора, потому что продал транспортное средство. К заявлению о расторжении он приложил договор аренды с правом выкупа и дополнительное соглашение к нему от 15 декабря 2021 г., из которого следовало, что арендатор автомобиль выкупил. Новым собственником транспортного средства стало АО «КПАТП-1».
В последний рабочий день перед новогодними праздниками, 30 декабря 2021 г., Курский филиал АО «СОГАЗ» направил в адрес О. письмо, в котором указал, что оснований досрочно расторгать договор не видит, и попросил представить оригинал договора страхования.
26 января 2022 г. О. направил в «СОГАЗ» претензию, в котором потребовал расторгнуть договор ОСАГО, вернуть часть неиспользованной страховой премии и выплатить неустойку. После повторного рассмотрения заявления страховщик согласился расторгнуть договор и рассчитал размер суммы страховой премии, подлежащей возврату — 5,7 тыс. р. Деньги выплатили 30 января 2022 г. а неустойку — 8 февраля. Страховщик признал, что письмо направил по ошибке — специалисты не учли дополнительное соглашение к договору аренды.
Однако, клиент пожаловался в ЦБ РФ на бездействие страховщика, регулятор проанализировал все обстоятельства и составил протокол об административном правонарушении. Суд согласился c Банком России и привлёк «СОГАЗ» к административной ответственности.
Как указал арбитражный суд, в соответствии с пунктом 1.16 Правил ОСАГО страховщик обязан возвратить страхователю часть премии в случае досрочного расторжения договора в течение 14-ти календарных дней с момента уведомления.
Следовательно, страховщик должен был выплатить причитающуюся клиенту страховую премию не позднее 12 января 2022 г., потому что заявление было направлено 29 декабря 2021 г. Возврат страховой премии 30 января 2022 г. является нарушением пункта 1.16 Правил ОСАГО, а значит, нарушает лицензионные требования, установленные статьей 30 закона об организации страхового дела, считает арбитражный суд.
«СОГАЗ» в свою очередь, возражая против назначения штрафа, просил учесть в качестве смягчающих обстоятельств факт выплаты неустойки, признать малозначительность правонарушения освободить от ответственности или применить предупреждение вместо штрафа. Суд оценил эти доводы и не согласился с ними.
Тот факт, что страховщик уведомил 30 декабря 2021 г. клиента о необходимости представить оригинал договора и 8 февраля 2022 г. перечислил неустойку, не свидетельствуют о соблюдении им сроков, предусмотренных законодательством.
Суд отметил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как указал суд, обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ. С учётом установленных пунктами 1.14, 1.16 Правил ОСАГО сроков возвращения части страховой премии, допущенное «СОГАЗом» нарушение сроков на 18 дней является значительным.
Факт выплаты страховой премии и неустойки в последующем по истечении сроков, не исключает факт наличия в действиях страховщика состава вменяемого правонарушения, а также его вины.
В отношении применения предупреждения вместо штрафа суд отметил, что такой вид наказания используется, когда нарушитель впервые привлекается к административной ответственности за такое нарушение (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ). Однако, в системе «КадАрбитр» есть иные дела, в которых «СОГАЗ» неоднократно привлекали к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, совершенное «СОГАЗом» правонарушение, установленное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, не является впервые совершенным, поэтому наказание в виде предупреждения не применимо. Суд назначил страховщику штраф в размере 30 тыс. р.
Как подсчитало АСН, за год (с июля 2021 г.) ЦБ направил 16 заявлений в арбитражные суды с протоколами о привлечении «СОГАЗа» к административной ответственности. Из них в шести случаях суды отказали в связи с пропуском срока привлечения к административной ответственности, в остальных — наложили штраф. Совокупная сумма штрафа по подсчётам АСН составила 320 тыс. р. В шести случаях страховщик нарушал именно сроки выплаты или рассмотрения заявлений.
По теме:
«Хождение по мукам»: клиент только через прокуратуру смог выяснить у «АльфаСтрахования», почему ему отказывают в продаже полиса ОСАГО
«А не пошли бы вы… в офис!»: «Росгосстрах» четыре раза прекращал покупку Е-ОСАГО предложением обратиться в офис
«Страсти по «Европротоколу»»: «Югория» не увидела в системе «ГЛОНАСС» данные о ДТП и получила штраф
В Новосибирске «Югория» отказалась продавать ОСАГО на советский раритет. Во всём виновата кириллица в номере VIN и отсутствие интернета в офисе
Источник: asn-news.ru